|
Преподобный Андрей Рублёв. Троица. 1420-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
|
№16 от 20 апреля 2000г.
Братья по кисти
"Урал - судьба моя" - так невычурно, по-домашнему обозначили свою персональную выставку "на двоих"
первоуральские художники народной студии "Изограф" Иван Чухарев и Олег Кощеев. Открытие состоялось на днях в ДК новотрубников без перерезания красной ленточки, без суеты и помпезности.
Посмотреть работы изографцев пришли в первую очередь друзья, едино- мышленники, любители живописи, журналисты. Слава Богу, не было политиков местного масштаба, назойливо предлагающих себя перед выборами на любом мало-мальски значимом городском мероприятии.
Пришел директор ледового Дворца спорта Александр Чутов, приехал из Екатеринбурга руководитель частного охранного предприятия "Альфа-Е" - непосредственный начальник Олега Кощеева.
Итак, двое. Непохожие внешне и разные по творческой манере. Но люди близкие по духу и содержанию, дополняющие друг друга. Для них это первая персональная выставка за 14 лет.
Олег Кощеев роди- лся в 1966 году, окончил СИПИ. Одно время охранял самого губернатора Э.Росселя. Его кумир - русский атлет и философ Юрий Власов. Участник выставок народной студии "Изограф" с 1987 года.
Лауреат 3-го Всесоюзного фестиваля народного творчества, финалист прошлогоднего областного конкурса "Мой край родной". Добавлю, что в конце 80-х в Первоуральске по инициативе газеты "Под знаменем Ленина" впервые проходил необычный мужской конкурс на звание самого сильного человека в городе.
Руководил соревнованиями наш прославленный земляк Василий Колотов.
Так вот, гиревик и художник в одном лице (редкое сочетание!), Олег Кощеев стал первым победителем. Он прекрасно атлетически сложен и сегодня не теряет спортивную форму - работа не позволяет, да и собственные принципы. Ведет секцию атлетической гимнастики в лицее "Спектр".
Иван Чухарев на три года постарше. Образование среднее специальное. Электромонтер. Работает в цехе № 34 АО "НТЗ". В студии со дня основания, бессменный староста коллектива.
Иван - участник всех выставок «Изографа», также лауреат 3-го Всесоюзного фестиваля народного творчества и областного конкурса "Мой край родной". Помог уловить содержание, энергетику каждой картины прекрасный рассказчик, собственно,
Учитель с большой буквы - и для Олега, и для Ивана - Владимир Сусанов, неизменный дядька-наставник, создатель и руководитель «Изографа».
Сколько их было, учеников! Один в Лондоне, другой в Екатеринбурге. Кто-то и не здоровается уже - Бог ему судья. Но эти двое остались верны русской теме и братству, унаследованному ещё от художников-передви- жников, не бросились лихорадочно делать деньги на искусстве.
Вот серия картин И.Чухарева, навеянная воспоминаниями о соцгороде 50-60-х. Моя и Ивана любимая улица Герцена. "Первый каменный". Работы выпо- лнены цветной тушью, в легкой и светлой манере японских художников. А рядом - готовые иллюстрации к будущей, надеюсь, книге краеведа Ю.Дунаева. Живописные исторические зарисовки реки Чусовой и её окрестностей.
Сгоревшая церквушка в Нижнем Селе - память художника её сохранила. Суровые камни, разбитая о них барка. Дух прошлого, миф, первопроходцы...
"Сказы о Чусовой" художник подает уже одной тушью, по-сырому - черной. Взгляд монохромный и - не менее выразительный, цельный. Чухарев живет на своей земле. На Пильной он нашел такой частный дом, о котором можно сказать словами англичан: мой дом - моя крепость. С деревьями вокруг него, проросшими в небо.
И с нашей уральской банькой в огороде, своим хозяйством. Интересная работа! Близкая землякам-уральцам по мироощущениям, эмоциям. Осенью навеяны "Цветы настроения". "Восхождение" - всё тот же суровый уральский пейзаж. Ходоки-прихожане, поднимающиеся в гору, в сельский православный храм.
Это наш слободской камень. Терпение. Вера. Путь к самим себе. По этюдам, зарисовкам Иван создавал эту философскую картину.
У Кощеева несколько работ вышли из-под кисти как воспоминания о Северном Урале. Например, "Сольва"- ощущение перед бурей. Кстати говоря, в одной из экспедиций Олег отстал от своих, лыжи не шли.
Чуть не заблудился. Мог и погибнуть в том суровом краю! Храмы и в его творчестве занимают немаловажную роль. "Ильин день" - свет сквозь тучи. В Швеции талантливый художник увидел иной, готический стиль. И такое же уважение к вере, людям, самобытному укладу жизни, ощущаешь в его картине "Кирхе в Умео" , как в полотнах на домашнюю тему.
Мы существуем, выживаем. Они наслаждаются ниспосланным Богом правом на жизнь, общением с природой. Рядом с кирхой безмятежно отдыхают на ухоженном газоне шведские девушки. Тут же ресторанчик. Ни выпивох, ни пустых бутылок. Иной мир, иные приоритетные ценности. "Старик в Умео" Олега Кощеева в этом смысле - работа программная, наводящая на глубо- кие размышления.
Иван, как и Олег, тоже увидел Европу. По-своему. Служил в Германии. Об этом факте биографии поведали несколько его выставочных работ. Триптих "Воспоминание о Германии". Мечты о доме, вкус немецких яблок. Другой быт, другие люди. И снова о наших причудах.
"Дом колдуна" - совершенно колоритная, образная работа О.Кощеева. Видение. То ли знахарь, то ли ведун-отшельник. Тревожно-фантастическое настроение. А рядом, по контрасту - сочные, красочные, озорные, с крутящимся солнечным колесом у новогодней ёлки - "Зимние каникулы" И.Чухарева.
Знакомый спуск к городскому пруду, беззаботные забавы нашего детства. Но мы взрослеем...
Виктор Губачёв.
Фото: Фаила Кашапова.
|
|