|
Преподобный Андрей Рублёв. Троица. 1420-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
|
№10 от 11 - 17 марта 1996г.
"Египетский мотив" или Любимые кошки Светланы Вятчаниной
На днях на канале ОРТ в передаче Владимира Молчанова "До и после..." показали небольшой сюжет о московских дворниках. Тех, что держат в опря- тности уютные дворики старой Москвы. Один из них — Александр Лягин — дворник с десятилетним стажем.
По профессии — скульптор, в душе — философ. И каждое утро с душой берется за метлу. Мечтает завоевать мирным путем пространство всех московских дворов — заселить их своими скульптурами.
Оператор на несколько секунд остановил "взгляд" камеры на рыжеволосой жене дворника-скульптора, гулявшей во дворе с двумя малы- шами. И я узнала в ней Светлану Вятчанину. Она наша, первоуральская.
Последние десять лет живет в Москве. Закончила Строгановское художе- ственное училище, где и познакомилась с будущим мужем. По профессии тоже скульптор. В основном работает с керамикой, хотя и последнее время неожиданно для себя полюбила бронзу, более тонкий серьезный и вечный материал.
Уже выполнила несколько скульптур в бронзе. Ещё студенткой стала активно "выставляться". Участие в выставках считает для себя нео- бходимым, как, впрочем, и для каждого художника. В московском Доме ску- льптора у Светланы Вятчаниной и Александра Лягина была персональная выставка — важная веха в их творческой биографии.
До "Строгановки" Светлана закончила живописное отделение Свердло- вского художественного училища. Три года обучала рисованию и черче- нию ребятишек из Коуровки. С её ранними работами, первоуральцы, интересующиеся живописью, знакомы по выставкам студии «Изограф»
во Дворце культуры ОАО "Новотрубный завод".
В начале 70-х в старом Доме пионеров был кружок изобразительного искусства, куда в третьем классе записалась Света Вятчанина. Руководил им в ту пору ныне известный первоуральский художник Владимир Сусанов. Время показало, что Сусанов не только талантливый художник, но и замечательный педагог.
Более того, он в полном смысле слова устроитель су- деб своих учеников. Владимир Иванович считает, что нет ничего практичнее хорошей теории. Поэтому убедил всех своих учеников в необходимости полу- чения серьезного образования. Как и Светлана Вятчанина, закончил "Строгановку" Михаил Чернега, сейчас живёт и работает в Лондоне.
Александр Агзамов — выпускник Московской полиграфической академии. Елену Мошкину после художественного факультета Московского техно- логического института пригласили работать конструктором-дизайнером в российско-американскую компанию.
Все "птенцы гнезда Сусановского" уже многого добились, "оперились", но учитель, с которым они поддержи- вают постоянную связь, продолжает поднимать их творческую планку.
Вместе с Владимиром Ивановичем рассматриваем последние Светланины работы, которые она умудрилась создать между рождением, кормлением и воспитанием двух своих малышей: старшему Григорию - 3 года, а млад- шему Ивану - полтора. "Совместить творческий процесс с рождением детей трудно, пожалуй, даже невозможно.
Приходится ждать, пока они хоть немного подрастут. Сейчас няню взяли — появилась возможность работать. На несколько часов в день вырываюсь в мастерскую, она находится от дома примерно в часе езды на метро. По московским меркам это очень близко," - рассказывает Светлана.
Света любит лепить кошек и детей, благо натура всегда перед глазами. Мне очень понравились её керамические подсвечники в виде амурчиков с букетами роз в пухлых ручках. И совершенно изумительны её декорати- вные вазы в виде кошек, таинственных, полных волшебной грации с удли- ненным, в форме полумесяца, разрезом глаз.
Про одну из них так и хочется сказать "Любимая кошка Фараона". И не случайно художница назвала свою композицию "Египетский мотив".
Всматриваясь в композицию "Первые шаги", угадываешь в матери, ступа- ющего ребёнка, черты художницы. Здесь Светлане удалось запечатлеть само движение: мать вот-вот отпустит ребенка, и он сделает свой первый шажок.
Ольга Варганова.
|
|