|
Преподобный Андрей Рублёв. Троица. 1420-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
|
№133 от 16 июля 1999г.
Летопись, написанная кистью
Вот ведь простой, кажется, сюжет. И нет тут композиционных изысков, оригинального какого-то поворота в изображении. На небольшой картине величиною с письменный лист на переднем плане обычный травянистый косогор, по которому бодро поднимается стайка ребят.
Над ними — высокое неброское небо, а внизу остаются темноватые крыши сгрудившихся изб, опушенных листвою деревьев. Уходят подростки от родных очагов — в большую жизнь, вперед и вверх, как вот по этому косогору. Всякое будет потом на их пути — и ремесленные училища, и работа в цехах,
и студенче- ские учебники, и большая война, из которой выйдет не каждый... А те, вернувшиеся после фронта в родной Первоуральск, проработавшие потом ещё десятилетия в мирное время и вот зашедшие в эти дни на выставку, вдруг, как в зеркале, увидят в этой картине свое довоенное детство
с его радужными надеждами, и сладковато защемит их сердце. Так же, как и у меня отдалось в душе при встрече с нею.
А картина так и названа — "Детство". И сотворена она кистью нашего земляка, художника Николая Ивановича Ермакова, чья персональная творческая выставка открыта в выставочном зале центральной городской библиотеки
и посвящена предстоящему юбилею Новотрубного завода.
Многие сегодняшние сверстники художника, которому 63 года, наверное, помнят молодого футболиста-хоккеиста Колю Ермакова или шахматиста Николая Ермакова. Мне же довелось впервые познакомиться с ним и его творчеством на первой персональной выставке Николая Ивановича как члена народной студии «Изограф»,
в которой, надо подчеркнуть, и ра- скрыли, развили дальше его творческие наклонности. Уже тогда автор привлек меня своей шероховатой самобытностью, какой-то застенчивой лиричностью своих художественных образов.
Впечатление не изменилось и сейчас, при размышлениях у его картин. За простотой сюжетов, приглушенностью тонов чувствуется большая любовь художника-патриота к судьбам простых людей, к родному городу и Уральско- му краю — с их преданиями, традициями, своеобразной красой, которая не привыкла бросаться в глаза.
Сегодняшняя выставка Николая Ермакова — это своеобразная летопись жизни, развития нашего города и ведущего его предприятия за много лет, начиная с довоенных времен. Тут и виды старой Шайтанки, деревенских ещё улиц в черте города, и новые многоэтажные кварталы, и футбольно-хоккейные баталии на ста- дионе Старотрубного завода
(кстати, сам художник причисляет себя име- нно к старотрубникам, бок о бок с которыми проработал четверть века), и окрестности Первоуральска.
И все эти работы овеяны дымкой лиричности пополам с легкой грустью. Всмотритесь хотя бы в такие его работы, как "Дом с голубятней", "В ночное", "Игра в "чику",
"Дом Симаковых", "Зимний вечер" — чем-то навевающий гоголевские строки, "Улица Емлина", "Цыган", поэтические "Лунная соната", "Уральские мотивы" и другие.
Последние несколько лет Николай Иванович прикован болезнью ног к стенам квартиры. И отбор тех 70 его работ, что представлены на выставке, с присущим тактом и художественным вкусом производил его постоянный мэтр-наставник, руководитель народной студии "Изограф" Владимир Иванович Сусанов.
Здесь представлен весь творческий диапазон автора-живописца: пейзажи, бытовой жанр — "Воскресные пельмени", "Прошение в Совет", натюрморты, картины на спортивную тему.
Выставочные залы не для торопливых людей. Сюда, как правило, приходят не только полюбоваться картиной, скульптурой, но и подумать, поразмы- шлять, соотнести мысль, заложенную авторами в своих художественных работах, с собственной судьбой, с собственными взглядами на жизнь.
В этом плане картины Н.И. Ермакова — хорошие собеседники для каждого посетителя выставки.
А. Бушманов.
Коллаж с портретом Н.И. Ермакова, юными посетителями выставки и картинами художника подготовлен фотокорреспондентом
С. Баталовым.
|
|