|
Преподобный Андрей Рублёв. Троица. 1420-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
|
№28 от 12 февраля 2000г.
Малиновый звон на заре
С первыми выставочными картинами Александра Стяжкина я познакомился ещё в 1994 году на ретроспективной выставке работ народной студии «Изограф» во Дворце культуры Новотрубного завода.
В ту пору он, по-моему, лишь второй год занимался в студии. Её руководитель Владимир Иванович Сусанов не давал залеживатся работам студийцев в тесноте запасников. Выставки студии шли ежегодно, и почти на каждой появлялись новые воплощенные замыслы Александра Стяжкина.
Кисть молодого художника крепла, наполняясь мыслью и творческим жаром. Его картины всё больше проникались лиричностью, самобытностью, композиционной четкостью.
И вот уже третья неделя пошла, как в выставочном зале «Изографа» на первом этаже Дворца культуры новотрубников представлена на суд любителей большая персональная выставка Александра Стяжкина,
на которой более сотни работ, рожденных семилетней творческой палитрой художника.
... В первые же минуты после открытия зал заполнили три-четыре деся- тка зрителей. Их встречали наряду с автором Владимир Сусанов, староста «Изографа» Иван Чухарев, другие коллеги. Сам Александр был отглажен-принаряжен и сдержанно взволнован.
Ведь это первая в его жизни персональная выставка, а такое для творческой души - всегда праздник.
Морально поддержать его пришли товарищи не только по творческому цеху, но и из цеха №7, где сейчас Александр работает токарем: народ шутливый и откровенный.
И наверное, Саша в первую очередь ждал от сверстников-производственников какого-нибудь вопроса с подковыркой типа: "Ну-ка, чего ты тут накорябал своей кистью?". А их отзыв, между прочим, оказался самым теплым.
Владимир Иванович Сусанов на правах мэтра-наставника сказал добрые, прочувствованные слова о творческом становлении Александра, о его работоспособности, о прямом его участии в оформлении экспозиции, а это тоже немалый труд.
А потом зрители остались один на один с про- изведениями художника. Возле них копилось все больше и больше народу - молодежь, пожилые люди, детвора: одни уходили, другие приходили. Тихо переговаривались, обменивались впечатлениями, подолгу стояли у того или иного полотна...
Я пробыл здесь в этот вечер около полутора часов и, скажу откровенно, мог бы любоваться пейзажами, натюрмортами, эскизами ещё столько же, если бы не подгоняло время.
По сегодняшней своей творческой склонности Александр тяготеет к пей- зажу: на его полотнах улыбается, хмурится, буйствует природа во всех её ипостасиях. Впрочем, почти все студийцы «Изографа» влюбленны в этот жанр.
Да и как не любить их, эти пейзажи, если вы родились и выросли на материнских ладонях нашей неповторимой, хоть и неброской уральской природы - с её еловой дремучестью лесов, поэтичными хороводами берёз,
с её задумчивыми речными плесами и закатами, с ее запахом лесных земляничных полян и трогающим за сердце разливом ромашек...
Александр Стяжкин, несомненно, человек одарённый. Но одаренность ведь - понятие общее и безбрежное. Это, так сказать, пока кокон, из ко- торого ещё неизвестно, родится ли бабочка, а если и родится, то какого окраса, какого расцвета.
Так и ученик живописца лишь со временем проя- вляет свою самобытность, свою стилевую манеру, постепенно превращаясь в оригинального творца, чей творческий почерк не перепутаешь с другим.
Думается, наш молодой автор находится как раз где-то на середине пути, если помнить, что полное формирование художника длится примерно два десятка лет. Лично меня в первую очередь привлек и покорил тот выста- вочный щит,
где наблюдательный глаз художника и послушная ему кисть превратили в поэтические изображения вроде бы незначительные, а то и совсем бросовые "субъекты" природы, по которым наш взгляд в лесу обычно скользит незаинтересованно и лениво.
О них говорят сами названия этих красочных миниатюр - "Веточка лиственницы", "Старый пень", "Первенцы" (пять робких нежных весенних цветочков то ли мать-и-мачихи), "Рябинка", "Чертополох".
И каждая из них написана с такой любовью, с такой лиричной наполне- нностью, что хоть про любую тут же садись и пиши столь же лиричный рассказ в прозе. Вот это и есть свойство подлинного художника - увидеть океан в единой капельке росы.
Долго любовался я просветленной какой-то картиной под названием "Солнечный мажор", особенно зримо передающей любовь художника к родному уральскому краю. На полотне - один из тихих лучезарных дней бабьего лета в наших лесных окрестностях.
Берег, по которому сбегает к реке и отражается в её утихомиренных водах янтарь сентябрьских кустарников. Поверху - тоненькие свечи уже облетевших берез. И над всем этим роскошная, глубокая голубизна неба... Такие картины надолго западают в память.
А вот веющее на душу лирическим покоем "Утро на Чусовой". А вот - "Дворик", чудесный уголок в старой черте города, подсмотренный зорким глазом художника и теплой его кистью перенесенный на полотно...
Конечно же, поговорил я с Сашей и до, и на выставке. Узнал, что служил он в свое время в Хабаровском крае, и там, на солдатчине, впервые по-настоящему проснулась его страсть к изобразительному искусству.
Что работает он над картинами по светлым и долгим летним вечерам в материнской квартирке, потому что ещё холост. Что только на пейза- жном жанре он останавливаться не намерен, а начнет осваивать и другие жанры, ибо ищущая натура художника должна попробовать себя во всех направлениях.
Перед уходом решил заглянуть в книгу отзывов, которая лежала на мале- ньком столике. За полтора часа здесь уже выразили свое мнение восемь зрителей. Молодой человек, сосредоточенно склонившись над столиком, записывал свой, девятый по счету, отзыв.
Все отклики были доброжела- тельны, а некоторые даже восторженны.
Выставка продлится ещё много дней, и я, например, очень бы рекоме- ндовал побывать на ней не только в одиночку, семьями или группами, но и целыми школьными классами, рабочими коллективами - пусть освежит их светлая, чистая волна творчества молодого их земляка.
У меня же впеча- тление от этой встречи с прекрасным осталось такое, как от чудесной песни "Малиновый звон на заре...", которую я готов слушать каждый день.
А. Бушманов.
Фото: Сергея Баталова.
|
|