|
Преподобный Андрей Рублёв. Троица. 1420-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
|
№139 от 30 июля 2002г.
Первоуральская лада
и остальные из сусановской школы
Выставка народной студии «Изограф», посвященная 270-летию Перво- уральска, была приурочена к очередному подтверждению ей звания "Наро- дный коллектив". Приезжала серьёзная комиссия, сильные искусствоведы.
Сделали вывод: руководитель и педагог Владимир Сусанов - личность в Первоуральске довольно известная и харизматическая - со своими задача- ми справляется успешно. Воспитывает на местной ниве культуры учеников русской изобразительной школы.
Я назову хотя бы трёх его талантливых учениц, трёх сестер творческого вдохновения, молодых и красивых - Светлану Владимирову (по образованию она инженер-строитель), Юлию Скачкову (закончила архитектурный, работает на Новотрубном в проектном отделе)
и Ладу Пундик (закройщик-портной и... блистательный художник, участник вернисажа «Изографа» в шведском городе Умео, финалист областных выставок в Екатеринбурге).
О Ладе вообще нужно сделать отдельный газетный материал. У неё очень много выразительных женских портретов. В одну из выборных кампаний сам губернатор Свердловской области Эдуард Россель остано- вился и, как говорят, узрел.
На портрете была ведущая солистка известного первоуральского коллектива "Шайтане". Росселю портрет явно понравился, да вдобавок он вспомнил, что именно с этой девушкой он танцевал на одном из гуляний уральскую кадриль.
Последняя перед выставкой к Дню города работа первоуральской Лады - портрет педагога Нины Михайловны Юрченко, которая в наше купи- продай-время умудряется сохранять для горожан музей уральской поэзии в шестой вечерней школе. Она стоит с любимым томиком Пушкина перед мольбертом.
Тёплые, эмоциональные тона. Сходство абсолютное, но не фотография, а бумага и цветной карандаш, сложная графическая техника.
И сразу перейдем к другому интересному портрету. Молодая девушка, ищущая себя в нашем путаном времени. Опять же Лада добивается абсолютного сходства, но и точными мазками передает характер и образ современницы.
С "шайтанкой" Машей она познакомилась в Швеции, портреты Оксаны, Татьяны или "Лисёнка" (младший сын первоуральского музыканта Александра Цалера, который пошёл в отца, играет в ансамбле) - уже другие эмоциональные образы.
Я, разумеется, не специалист по живописи. Просто зритель. Но профи от любителя отличить смогу. Лада Пундик не имеет художественного образования, но, как и Олег Кощеев (кстати, когда-то признанный нашей газетой самым сильным человеком города,
потом он работал телохрани- телем в команде губернатора, рисовал этюды в той же Швеции), Александр Стяжкин со своими байкальскими видами или самый верный студиец Иван Чухарев, да и их товарищи-передвижники, - все они учились у профессионала. А таковым в Первоуральске был и является Сусанов! Мучаясь и размышляя, он целую плеяду талантов уже воспитал.
— Так как я — русский человек, то придерживаюсь традиции. А у нас школа реалистическая. Вот и традиция, — размышляет вслух Владимир Иванович. Он просто старается лучше делать то, что может и хочет. К чему душа стремится, ангел зовет. Не ради карьеры, славы, денег. Таких народных студий, как у нас, в области практически не оста- лось.
Они на рынке словно "динозавры". Вот сусановское кредо: — Я родился в пятидесятом году. Унаследовал горе великой войны. Мы - наследники её. Люди сегодня теряют веру, потому что видят вокруг хаос. Стыдно. Не за это солдаты ведь гибли. Люди жадничают. Воруют. Я призываю к честности.
Талантливые люди в Первоуральске есть. Есть духовный результат. Не дайте им, лучшим и достойным, уехать из нашего города. В этом смысле предостерегает нас, земляков, довольно выразительная картина Саши Стяжкина.
Триптих. Это ведь наш Первоуральск. Пустынные улицы. Вся жизнь ушла в квартирки, люди замкнулись на себе. Уединились. Одинокий город - страшнее этого быть не может...
В. Губачёв.
|
|