|
Преподобный Андрей Рублёв. Троица. 1420-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
|
№18 от 4 мая 2001г.
Весна «Изограф» торжествует
В выставочном зале Дворца культуры Новотрубного завода открылась очередная весенняя выставка народной художественной студии «Изограф».
Естественно, главной темой работ, представленных на выставке, стала весна — время, когда пробуждается всё живое, дышится легче и жизнь чувствуется острее.
У первого же стенда посетитель выставки получает необходимый заряд энергии. Его встречают две работы Ю.Чутовой — "Шок" и "Нега". Такой контраст чувств с первых же минут заставляет зрителя забыть обо всем, что осталось за дверями зала,
и с головой окунуться в мир картин — завораживающий, живой, застывший лишь на мгновенье. Немного абстра- ктный характер этих двух картин как бы вырывает зрителя из привычной среды и настраивает на особую волну восприятия искусства. После чего "многоэтажная" и довольно сложная, несмотря на реалистическую манеру исполнения, работа руководителя студии
В.Сусанова — "Памяти Модильяни" воспринимается должным образом. Стоя перед этой работой, посетитель как бы пробирается сквозь сумбур и хаос обыденности к искусству великого художника прошедшего века.
Ну, а дальше выставка открывает нам бескрайний и многообразный мир уральской весны. Работы В. Криворотова — "Весна близ Подволошной", "Проталина", серия "Сосны" — прекрасно, лаконично и ясно передают всю красоту родного края. Создается впечатление, что свои картины автор писал именно для уральцев.
В самом деле, кто, кроме нас, сможет до конца прочувствовать все эмоции, возникающие при виде двух обнявшихся корнями и ветками сосен? Кто, кроме наших земляков, способен увидеть в них двух людей, навечно связавших свои судьбы? Кто разглядит в их стволах, покрытых грубой, шершавой и растрескавшейся корой, изящество человеческого тела? Никто, кроме нас.
Однако не следует думать, будто постоянно при осмотре экспозиции у вас будет сохраняться спокойное весеннее настроение, ощущение умиротворения... Дело в том, что в нашей стране весна — это время не только радости, но скорби. И об этом нам напоминают две следующие работы.
Первая из них, автором которой также является В.Сусанов, - "Прощание", посвящена памяти бойцов Уральского добровольческого танкового корпуса. Семья провожает на фронт своего сына и мужа. На лицах печаль, страх. Они не хотят, чтобы он уходил, чтобы он садился в поезд, на платформах которого стоят безжизненные коробки танков.
От них, выкрашенных в белый цвет, веет какой-то опасностью, смертью. Он тоже не хочет ухо- дить от них, но... не может не уйти. Он должен отправиться туда, на запад, где встретит его огонь и свинец. Боец должен сделать это, несмотря ни на что. Даже на то, что может никогда не вернуться.
Вторая работа — О.Сафина, "Её жизнь". Обращена к нам, к потомкам, от тех, кто отстоял страну, спас мир от коричневой чумы, сломал хребет фашистскому зверю. Перед нами, как в старом черно-белом кино, предста- ют картины жизни старой женщины. Война, дымящиеся развалины домов, санитарка вытаскивает с поля боя раненого.
Затем мы, видим забор из колючей проволоки, эсэсовцев с собаками и женщин в одинаковых полосатых одеждах. И, наконец, главная героиня — в платочке, на груди орденские планки, медаль, а у ног стоит небольшая коробка, в которой ветер шевелит смятые купюры.
И вновь организаторы выставки возвращают нас к весне. В связи с этим особо хочется отметить работы А.Стяжкина. Вообще, в нынешней экспо- зиции представлен весь творческий путь этого художника: от ранних ра- бот до самых последних. Вот, например, "Нарцисс". Цветок-то, оказывается, с характером.
Раскинул лепестки, раскрылся весь и как бы говорит: "Смотрите, какой я хороший. Не то, что вы". Самовлюбленный типчик.
Или серия его произведений, посвященная Байкалу. Вода — как живая, так и хочется подойти поближе, услышать под ногами скрип гальки и хруст песка, опустить руки в кристально чистую прохладу. Другая его картина — "Вид из окна" — это сплошной поток энергии. Ветка за окном, ещё чуть-чуть, и качнется.
Всё изображенное им отличается точностью почти фотографической. Поражает и впечатляет проработка деталей. В своих интервью руководитель студии В. Сусанов постоянно говорит о том, что учит учеников работать не только с цветом и светом, но и с энергией.
— Картина должна нести энергетику, — считает он.
На мой взгляд, наиболее полно это правило воплотилось в произведении О.Кощеева "Одни". Оно вдребезги разбивает некоторые обывательские стереотипы. Мы их не считаем за людей. Говорим о них с плохо скрываемым чувством брезгливости: бомжи. И вот перед нами такой бомж. В драной телогрейке, стоптанных сапогах.
Глаза скрывает козырек кепки. Нет глаз - нет лица — нет человека. Но рука его тянется к маленькой серой собачке. Он ищет в кармане хлеб. Неосознанно он понимает, что "братьям нашим меньшим" Бог не дал разума и достаточно сил. Значит, о них нужно заботиться.
И этот поступок говорит о том, что все-таки он — Человек. И всегда им останется, что бы с ним ни случилось.
С цветом художники «Изографа» умеют обращаться не хуже, чем с эне- ргией. Ярким тому доказательством служит триптих А.Акзамова "Арктика". Кто-то из великих авангардистов прошлого века шокировал публику тем, что сумел передать зной раскаленной азиатской пустыни двумя цветами - белым и черным.
Акзамов также двумя цветами - черным и лунно-серебря- ным — показал обжигающий холод, давящее безмолвие и не имеющие горизонта просторы арктической пустыни.
Логическим завершением выставки по праву можно считать картины С.Владимировой "Навстречу жизни" и А.Стяжкина "Большая вода". Первая дает нам понять, что теплый сильный весенний ветер унесёт в небытие всё неприятности, всю шелуху вчерашнего дня и явится на свет росток новой жизни.
В работе же А.Стяжкина, представляющей реку во время половодья, взгляду тесно. Хочется раздвинуть рамки картины, зритель сам "додумы- вает" изображение, его тянет на свободу - туда, где идёт весна, где кипит жизнь. Ну что ж, пора-пора, осмотр закончен, пора возвращаться в обы- чный мир.
Тем более, что в нем, помимо всяких неприятностей, много хорошего. Не верите? Сходите на выставку.
Дмитрий Коньков.
|
|