|
Преподобный Андрей Рублёв. Троица. 1420-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
|
№ 12 от 19 января 1995г.
Вернуть талант Богу через души людей…
Так получилось, что несмотря на выходной день, я была единственным посетителем выставки студии «Изограф».
За окнами Дворца культуры ОАО "Новотрубный завод" (под крышей которого нашли пристанище многие городские художники, взращённые создателем «Изографа» Сусановым, и просто пришедшие к нему) прогуливается никуда не спешащий субботний народ.
И никому не приходит в голову заглянуть сюда. То ли информация о выставке была слишком скудной, то ли руководство Дворца не очень заинтересовано в том, чтобы валом валил народ: лишние хлопоты всё-таки…
Да и вряд ли в Первоуральске народ валом повалит на художественную выставку? Хотя, честно признаться, и "валить-то" особенно некуда: куль- турная палитра города крайне скудна и неразнообразна. На выставки, как, впрочем, и в театр, на симфонические концерты с детства приучают хо- дить. Традиции надо воспитывать, пестовать, лелеять.
И семя, брошенное в благодатную почву — детскую душу — прорастет пышным цветом любви и добра.
… И вот мы сидим с художником Владимиром Сусановым в пустом зале и разговариваем. Владимир Иванович считает: — Восприятие живописи - сложный творческий процесс, требующий определенной интеллектуальной подготовки плюс огромная работа души.
— А душу мы привыкли держать в лености и праздности. Хотя, если верить поэту, она "обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь…". Василий Васильевич Розанов, русский мыслитель, писатель. Публицист, богослов рубежа XIX - XX столетий сказал в конце XIX века, что это век, любующийся своим падением.
Поэтому он оставил нам в наследство такие утонченно-совершенные по форме творения в литературе, музыке, живописи. А что ты скажешь о живописи конца XX века?
— В конце нашего века многие художники оказались на распутье. Они не могут понять, что от них требуется. В их картинах нет той нра- вственно-энергетической подпитки, которая нужна сегодняшнему зрителю для сохранения душевного равновесия, здоровья. Наоборот, их картины поглощают энергию.
Зрителя это раздражает, даже помимо его воли, на подсознательном уровне. После, выставки он уходит с больной головой, израненной кричащей душой.
— У меня не раз было подобное состояние, особенно после выставок авангардистской живописи. А точнее, просто плохой живописи, выдавае- мой за авангард. Хотя, если верить тому же Василию Васильевичу Розанову, нельзя изображать, не любя изображаемого. Он называл живопись самым консервативным и любящим из искусств.
— Может, кому-то моя мысль покажется чересчур претенциозной, но я глубоко убежден, что художник творит для Бога. Талант дает Бог, и художник возвращает его Богу через души людей. Хотя большинство считает, что художник должен отдавать свой талант людям, но тем самым он возвышает себя над ними, заявляет о своей исключительности, избра- нности.
А в этом случае о любви не может быть и речи: любовь и гордыня - вещи несовместимые. Искусство же не может существовать без любви.
— В чем заключается главная задача художника?
— Самая главная, она же и самая сложная, для художника задача — отразить время, независимо от жанра, в котором он работает. Мы находи- мся накануне открытия качественно новых энергий. Человек по логике бытия должен перейти в какие-то другие состояния, энергетические формы. Художник уже сейчас должен это предвидеть.
— А как бы ты охарактеризовал наше время?
— Мы живем на ужасном историческом изломе. Народ снова вернулся в язычество, варварство, несмотря на то, что вроде бы стал ходить в храм. Но все понимают, что по большей части это комедиантство, показушни- чество. Согласно философской концепции Льва Николаевича Гумилева, сегодня миром правят субпассионарии (антпличности), то есть, те, кто тормозят прогресс…
— Или, как сказано в Притчах Соломона, "едят хлеб беззакония и пьют вино хищения" и "оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы".
— К великому сожалению, это их время. Их, а не пассионариев — личностей, творящих историю, прогресс. Пассионарии нынче в загоне. Но придет и их время. Большинство, которому Лев Николаевич дал определение "гармоничные", молча наблюдает борьбу пассионариев и субпассионариев.
— Не могу понять, как это происходит но чувствую, как: твои картины говорят за тебя: "Да, я русский! Я хочу жить на этой земле и никуда не уеду из этой страны".
— Может быть. Но ты первая, кто мне об этом говорит. Сегодня каждый должен спросить себя: "Что значит быть русским?" Именно с этого, глубоко личного, вопроса начнется наше духовное возро- ждение, поиск утраченных после октября 1917-го корней. Чувствую свою ущербность от того, что слишком поздно познакомился с трудами Бердяева.
— Какая идея для тебя, как художника, является основополагающей?
— Хотя я понимаю, что миром правят страх и корысть, но верю в то, что победит Любовь! Сегодня мы не можем соединить и своей душе грани божественного треугольника — Веру, Надежду, Любовь.
Или человек верит только в себя, или он надеется, или слепо любит, не веря и не надеясь. Но как только каждый из нас обретет эту устойчивую систему — триеди- нство — божественный треугольник — всё и в самом человеке, и в обще- стве встанет на свои места. Это мое кредо художника и человека. С этим и живу.
— Ты считаешь себя самодостаточным человеком?
— Да, наверное. Я не боюсь одиночества. Я даже люблю его. Ещё великий Леонардо говорил: "Оставайся один, и ты будешь принадле- жать только, себе".
Ольга Варганова.
|
|